Школьная служба медиации
Положение о службе школьной медиации
Дорожная карта по развитию службы медиации
План работы Службы школьной медиации на 2017–2018 учебный год
Что такое медиация ?
- Ключевые слова: медиация, метод «Школьная медиация», медиативный подход, конфликт, спор, образовательная среда, учебно-воспитательный процесс, профилактика, коррекция, безопасное пространство, психологические механизмы, базовые психологические потребности.
- Основополагающими принципами медиации «понимающего подхода», , создание условий для безопасного, конструктивного взаимодействия не только в сложившемся конфликте, но и при разногласия, потенциально несущих в себе опасность развития и эскалации конфликтных отношений. Это так называемы «медиативный подход» как способ позитивного общения и взаимодействия в повседневной профессиональной и бытовой жизни.
- Метод «Школьная медиация», базируясь на медиативном подходе, является не только способом разрешения споров в образовательной среде, но и методом профилактики и коррекции взаимодействия, позволяющим научить как детей, так и взрослых конструктивному поведению в конфликте и потенциально конфликтных ситуациях.
- «Школьная медиация» дает возможность предупреждать конфликты, правонарушения и ситуации острого противостояния, а также способствует изменениям привычных негативных, деструктивных способов взаимодействия;
- Ее главная задача – воспитание умений вести диалог и выходить из конфликтных ситуаций без «потерь», отстаивать свои интересы и принимать другого человека, уважая его право на защиту собственных интересов.
- Иными словами, школьная медиация – это инструмент формирования и самопознания личности в условиях любого учебно-воспитательного процесса, будь то семья, дошкольное учреждение, школа или ВУЗ, причем речь идет о личности всех участников этого процесса – ученика, учителя, родителей учащегося.
- Метод «школьной медиации» опирается на те же принципы, что и медиация как альтернативный внесудебный метод разрешения споров: добровольность, открытость, доверие, уважение, непредвзятость, равноправие всех сторон.
- в школьной медиации медиатор всегда стремится к более глубокому результату – к достижению консенсуса.
- метод «Школьная медиация», разработанный Центром медиации и права, это социальный инструмент, позволяющий эффективно предупреждать и разрешать споры и конфликты, создавая безопасную среду для всех участников учебно-воспитательного процесса от дошкольных учреждений до высшей школы (6). Это инновационный метод, вобравший в себя и реализующий современные гуманитарные ценности и достижения (4), в первую очередь, благодаря созданию безопасного пространства, в котором в определенной мере происходит удовлетворение базовых психологических потребностей, принятие медиатором участников спора или конфликта, обретение ими Собственного, проявляется такое важное качество медиатора, как «присутствие».
- Кроме того, инновационность метода заключается в том, что он направлен на обеспечение правовой безопасности участников образовательного процесса, благодаря блоку юридического просвещения. Еще один блок нацелен на помощь педагогам в их работе с учащимися, имеющими объективные трудности с учебой. Это нейропсихологический блок. Он способствует созданию психологически безопасной среды для таких учащихся и, по сути, профилактике правонарушений среди них(6).
- Метод «Школьная медиация» - это метод, которым могут и должны владеть все участники учебно-воспитательного процесса. Одной из наиболее значимых составляющих функционирования службы школьной медиации в образовательной организации является создание «групп равных», позволяющих активно вовлекать в работу самих учащихся.
- Владение навыками метода должно стать неотъемлемой частью профессиональной подготовки учителя, педагога, школьного психолога, социального педагога, сотрудника отдела по работе с несовершеннолетними правонарушителями, секретарей комиссий по делам несовершеннолетних.
- Доступ к изучению метода «школьной медиации» и навыков медиативного подхода должен быть и у родителей. Служба школьной медиации, в работе которой принимают участие люди, профессионально владеющие методом, это внутренний ресурс образовательной организации, позволяющий ей противостоять конфликтам, неизбежно возникающим в повседневной жизни, снижая риски развития острых ситуаций, грозящих негативными последствиями.